ИСТОРИЯ КОМАНДНОГО ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Международная организация Association for Computing Machinery (ACM)
была основана в 1947 г. в Филадельфии сотрудниками Пенсильванского
университета, создавшими первый в мире компьютер ENIAC. В настоящее
время АСМ является наиболее авторитетной в мире международной организацией
в области компьютеров, объединяющей более 80000 своих членов -
ученых, инженеров, программистов, студентов - всех специалистов,
занимающихся проблемами огромного современного компьютерного мира.
Поле деятельности АСМ весьма широко - АСМ проводит конференции,
издает журналы и книги, присуждает ежегодные премии за достижения
в области теоретической информатики и компьютерных технологий и,
в частности, знаменитую АСМ Annual Meeting Turning Award,
называемую нобелевской премией в области компьютеров.
Штаб квартира АСМ находится в Нью - Йорке, в одном из наиболее
престижных кварталов Манхэттена. Финансовые средства для реализации
своих целей АСМ черпает частично из членских взносов, но
главным образом получает от крупнейших корпораций, работающих в
различных областях высоких технологий.
Ежегодно в феврале - марте АСМ проводит так называемую компьютерную
неделю АСМ (АСМ Computing Week). В программу АСМ Computing Week
входят флагманские конференции АСМ по основным направлениям информатики,
выставки, демонстрации, встречи молодых программистов с предполагаемыми
работодателями, различные специальные мероприятия и т.д.
Одним из главных событий компьютерной недели является финал командного
чемпионата мира по программированию
(the ACM International Collegiate Programming Contest - ACM/ICPC),
победители которого награждаются
вместе с лауреатами различных научных премий на традиционном ежегодном
торжественном банкете АСМ.
Командный чемпионат мира по программированию среди сборных команд
высших учебных заведений (ACM International Collegiate Programming Contest)
проводится АСМ, начиная с 1977 года. Схема организации чемпионата включает
два этапа: региональный и финальный. Команды - победительницы
региональных групп выходят в финал и разыгрывают звания чемпионов
мира, Европы, Северной Америки и других континентов.
В первые годы в соревнованиях участвовали в основном команды
северо - американских вузов, а весь остальной мир был представлен
одной европейской региональной группой. Однако, начиная с 1990 года,
в связи с сильным ускорением распространения персональных компьютеров резко
возрастает международный интерес к этим соревнованиям, и буквально
каждый год начинают появляться новые региональные группы.
Постепенно евопейские, австралийские и новозеландские команды
начинают занимать места в верхней части итоговой таблицы.
Наконец, в 1995 году сенсационную победу в мировом чемпионате
одерживает команда университета Альберта Людвига из немецкого города
Фрайбурга - впервые европейская команда становится чемпионом мира.
Однако, в следующем сезоне американцы берут реванш - чемпионом мира
становится команда калифорнийского университета Беркли, второе
место занимает команда Гарвардского университета, а лучшая из
европейских команд - команда Софийского университета -
остается на четвертом месте.
За более, чем двадцатилетнюю историю состязаний сформировались
международные правила этих соревнований, в соответствии с
которыми команде, состоящей из трех участников, предоставляется
один компьютер и предлагается в течение 5 часов решить максимальное
число из предложенных задач. Количество задач обычно
лежит в диапазоне от 6 до 10. Побеждает команда, решившая
наибольшее число из предложенных задач, а в случае равенства
числа решенных задач - команда, затратившая меньше времени.
Характер традиционно предлагаемых на соревнованиях задач
предполагает, что участники продемонстрируют свое мастерство как
в искусстве компьютерной алгоритмизации задач, так и в составлении
эффективных программ, реализующих выбранные для решения алгоритмы.
В целом эти состязания остаются одним из немногих
интеллектуальных конкурсов,
на котором участники могут продемонстрировать свои способности в
искусстве программирования в его классическом понимании и
который поддерживает традиции этой замечательной области
теоретической информатики. Процесс формирования и подготовки
команд к данным соревнованиям опирается на всю образовательную, научную,
промышленную и культурную компьютерную инфраструктуру данной
страны. Эти результаты достаточно точно отражают международное распределение
мирового компьютерного интеллектуального потенциала по различным
странам и позволяют оценить способности нации не только
использовать разработанные в других странах компьютерные технологии,
но и вносить свой вклад в их создание. Способность страны выявить,
собрать и воспитать команды,
способных бороться за победу в финале первенства, свидетельствует
об общем уровне развития компьютерных технологий в
данной стране и ее возможном будущем потенциале в этой
области человеческой деятельности.
В 1996 году появляется новый Северо-Восточный Европейский регион, включающий
Россию, Белоруссию, страны Прибалтики, Кавказа, Средней Азии и Казахстана.
Таким образом, NEERC -
Northeastern European Region Programming Contest.
При проведении первых в России полуфинальных соревнований командного
чемпионата мира по программированию из-за большой протяженности территории
и больших транспортных расходов было решено провести соревнования
одновременно в двух городах: в Санкт-Петербурге
и в Барнауле и использовать для связи в реальном
масштабе времени сеть Internet. Организация соревнований в Сибирском
регионе была поручена Алтайскому государственному техническому университету
имени И.И. Ползунова.